Как правильно обратиться в суд. Полезная информация.

 

 


 

ПАМЯТКА ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ

Как правильно обратиться в суд. Полезная информация.

 

   Многим гражданам знакомы ситуации, когда им продали некачественный товар или плохо выполнили услугу. В таком случае потребитель вправе обратиться в суд, если спорную ситуацию не удаётся урегулировать мирным путём и нарушенные права не восстановлены в досудебном порядке.

   До обращения в суд рекомендуется направить продавцу (изготовителю, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному предпринимателю, импортеру) претензию об устранении нарушений прав потребителя.

Для обращения в суд необходимо составить исковое заявление.

В исковом заявлении необходимо указать:

 - наименование суда, в который подается иск.

 - сведения об истце:   фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, место жительства или место пребывания, один из идентификаторов (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, серия и номер водительского удостоверения);   если заявление подается представителем, - также фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование представителя, адрес для направления судебных повесток и иных судебных извещений, один из идентификаторов представителя (для гражданина);

 - сведения об ответчике: для гражданина - фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, место жительства или место пребывания, место работы (если известно), один из идентификаторов (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, серия и номер водительского удостоверения); для организации - наименование, адрес, идентификационный номер налогоплательщика и основной государственный регистрационный номер. В случае, если истцу неизвестны дата и место рождения ответчика, один из идентификаторов ответчика, об этом указывается в исковом заявлении и такая информация по запросу суда предоставляется органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, и (или) налоговыми органами, и (или) органами внутренних дел. 

 - в заявлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца, его представителя, ответчика, иные сведения, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, а также изложены ходатайства истца.

 - в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования

 - обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

 -  цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;

 - сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом;

 - сведения о предпринятых стороной (сторонами) действиях, направленных на примирение, если такие действия предпринимались;

 - перечень прилагаемых к заявлению документов.

К исковому заявлению прилагаются:

 - доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя истца;

 - документы, подтверждающие выполнение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, если такой порядок установлен федеральным законом;

 - документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования.       Такими документами могут являться:

 - договор купли-продажи товара и документ, подтверждающий его оплату (в частности, кассовый чек, квитанция к приходно-кассовому ордеру, выписка по банковскому счету и др.);

 - договор подряда или оказания услуг (в том числе заказ-наряд);

 - документ о результатах экспертизы качества товара (результата работы);

 - отчет об оценке стоимости устранения недостатков товара (результата работы);

 - документы, подтверждающие устранение недостатков результата работы за счет потребителя, и др.;

 - расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы, подписанный истцом, его представителем, с копиями в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц;

 -документы, подтверждающие совершение стороной (сторонами) действий, направленных на примирение, если такие действия предпринимались и соответствующие документы имеются.

 - документ, подтверждающий уплату госпошлины или право на получение льготы по ее уплате, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера госпошлины или об освобождении от ее уплаты;

 - уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у данных лиц отсутствуют;

   Истцы-граждане по искам, связанным с нарушением их прав потребителей, освобождаются от уплаты госпошлины, если сумма иска не превышает 1 млн руб. При цене иска более 1 млн руб. госпошлина уплачивается в сумме, исчисленной исходя из цены иска и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб.(п.п. 2,3 ст. 336 Налогового Кодекса РФ)

 

   По общему правилу иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд:

 - по адресу организации-ответчика (ее филиала или представительства, если иск вытекает из их деятельности) или по месту жительства индивидуального предпринимателя - ответчика;

 - по месту жительства или пребывания истца;

 - по месту заключения или исполнения договора. При этом иски о защите прав и законных интересов группы лиц, в том числе прав потребителей, подаются по адресу ответчика.

   Также подсудность может определяться в соответствии с условиями заключенного сторонами соглашения о подсудности.

Исковое заявление подается мировому судье, если размер исковых требований не превышает 100 000 руб. Если цена иска выше, обращаться необходимо в районный суд.

   Иски о защите неимущественных прав потребителей (например, при отказе в предоставлении необходимой и достоверной информации об изготовителе), иски имущественного характера, не подлежащие оценке,   о компенсации морального вреда подсудны районному суду.

   Если требование о компенсации морального вреда производно от имущественного требования, то подсудность определяется в зависимости от цены иска по имущественному требованию независимо от размера заявленной компенсации морального вреда.

  Гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд, а мировым судьей - до истечения месяца со дня принятия заявления к производству. 

   После вынесения решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование. Срок для подачи апелляционной жалобы - месяц со дня принятия решения суда в окончательной форме.

   Иск может рассматриваться в порядке упрощенного производства при условии его соответствия категориям дел, рассматриваемых в данном порядке. В этом случае решение вступает в законную силу по истечении 15 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. Апелляционная жалоба может быть подана в течение 15 дней со дня принятия решения.

   В случае подачи апелляционной жалобы решение вступает в законную силу после рассмотрения судом жалобы, если обжалуемое решение не было отменено. Если решение суда первой инстанции было отменено или изменено и принято новое решение, оно вступает в законную силу немедленно. Если суд апелляционной инстанции признает, что дело, рассмотренное в порядке упрощенного производства, подлежало рассмотрению по общим правилам искового производства, то он отменяет решение и направляет дело в суд первой инстанции для рассмотрения по общим правилам искового производства.

   Решения суда вступают в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если они не были обжалованы. Апелляционные жалобы могут быть поданы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. 

   Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в течение пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения суда по заявлению лиц, участвующих в деле, их представителей - со дня принятия решения в окончательной форме.

 


 

 

 

 

 

 

 

  • Яндекс.Метрика